Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках

Успехи воспитанников в науках проистекают: от простого страдательного запоминания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а следовательно и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительным к тому образом.
Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой; он определяет правила для единого суждения в разные времена и в разных местах.
Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим в том образом.

1-я степень (у с п е х и   с л а б ы е). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, - или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.

2-я степень (у с п е х и   п о с р е д с т в е н н ы е). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основания и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упрпажнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собой то же последствие.

3-я степень (у с п е х и   у д о в л е т в о р и т е л ь н ы е). Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана, он постигает даже отношение частей к целому, в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгою или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки, даже выученное он применяет не иначе как с трудом и напряжением.
На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. При том и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой, даже механической работы.

4-я степень (у с п е х и   х о р о ш и е). Ученик отчетливо знает преподанное учение, он умеет изъяснить все части из начала, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины как обыкновенным случаем.
Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях придти невозможно.

5-я степень (у с п е х и   о т л и ч н ы е). Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопрос, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения с проницательностью, довольно изощренно упражнением разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно возразить против теории. Это показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышления при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространили познания его далее, нежели позволяло не редко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а, следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.

Высочайше Утверждаю, 8 декабря 1834 года

Приводится по книге: Н. П. Глиноедский, "Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба"